Биография (from http://www.yat-kha.ru/ru/biography ) История создания группы «ЯТ-ХА» (биография, типа…, но еще не мемуары).
(Записано Хертек Сайданой со слов и под редакцией Альберта Кувезина)
Наверное, все началось не в Европе, не в Москве и не в Екатеринбурге (тогда Свердловск), а гораздо раньше – в Туве, в ее столице Кызыле. Начало 80х. – именно тогда начались мои первые эксперименты и первые опыты по смешиванию рока с народной музыкой, или, как тогда говорили доморощенные «музыковеды» – с «фольком». Я тогда работал в ВИА «Аян» и одновременно учился в училище искусств.
Свою роль сыграло знакомство с Бапа Александром, Хертек Арбай-оолом, Севек Алдын-оолом (позже, в 1997-1999гг., он пел в «ЯТ-ХА»), Монгуш Кан-оолом и другими знатоками народной музыки. А влияние рок-музыки и друзей, поставлявших ее мне, нельзя переоценить.
1989г. – живя свободным художником в Екатеринбурге, записал кассетный альбом «Призрак Беды» в студии Яши Килина, который и был звукорежиссером.
Все инструменты записывал сам методом наложения на стерео - магнитофон. В двух песнях использовалась ритм - машинка. Песни были сочинены под влиянием книги о Восточных традициях и философии, некоторые песни, как тогда называли, «социальные». Позже, в фонотеке Свердловской консерватории были дописаны еще четыре песни на STM в кустарной студии, собранной Ильдаром Гайнановым, ставшим звукорежиссером этих песен.
Отдельная благодарность за моральную и материальную поддержку в те годы нашей тувинской диаспоре Свердловска (Вадим Кызыл-оол, Юра Чараш-оол, Роберт Доржу, Шолбан Кара-оол, Болат Ондар, Сергек и многие другие). Надо отметить, что это было очень дружное землячество.
Весна 1990г. - Я послал этот альбом на 1й Международный конкурс «Голос Азии» в Алма-Ату, (Казахстан) и прошел в финальную часть.
За неимением качественной «минусовки», пришлось проявить фантазию. Александр Бапа (бывший гитарист ВИА «Аян», создатель и первый продюсер «Хун Хурту») придумал одну «фишку»: тувинская народная песня, переложенная на блюзовый мотив, исполняемая в стиле каргыраа а cappella под звук точимого о брусок ножа. Эффект на стадионе «Медео» был шокирующее – потрясающий! Другую фонограмму (песня «Будда Майтрея») записал в Алма-Атинской студии. На том конкурсе я и познакомился с Артемом Троицким, бывшим в жюри конкурса и сыгравшим потом значимую роль в эволюции ЯТ-ХА, Евгением Колбышевым из Барнаула, организатором фестивалей «Рок Периферия» и «Рок Азия», где потом я выступал.
Еще с Питером Дженнером (менеджером Pink Floyd, Билли Брегга и др.), Джо Бойдом (продюсером Fairport Convention, Pink Floyd и др., а ныне еще и писателем), Ханной Горячковской (Crammed Disc). А так же со многими замечательными музыкантами и журналистами России и, уже уходящего тогда, СССР (например, с Далером Назаровым из Таджикистана, туркменским виртуозом ударных Ришадом Шафи, с якутскими рокерами Толей «Боссом» Босиковым и его группой «Сэргэ», и группой «Чорон»). Было еще первое (тогда еще заочное) знакомство с Brian Eno через его жену, так как я на этом конкурсе получил Специальный Приз Брайана Ино.Это был профессиональный портативный стерео магнитофон
Sony и конденсаторный стерео микрофон (тоже Sony). Потом они мне очень пригодились в работе. Кстати, тувинская группа «Центр Азии» получила там же в это же время 1е место.
Осень 1990г. - Я выступал на фестивале «Рок Азия» по приглашению Евгения Колбышева. Зачем я вспоминаю этот фестиваль? Кроме знакомств со многими Сибирскими музыкантами типа «Чолбон» (Саха-Якутия), там было наше первое совместное публичное выступления с Евгением Ткачевым с участием Сергея Сокольникова. Туда же по моей рекомендации были приглашены «Биосинтез» (организатор и лидер Вреж Мелоян), где тогда играли и Женя и Сергей. А этот проект начинался именно на квартире Сокольниковых во время почти ежевечерних (точнее все ночных) «джемов», именно там я духовно сблизился с Е.Ткачевым.
1991г. – знакомство с московским композитором-электронщиком и продюсером Иваном Соколовским (Ночной проспект, Центр, Мягкие Звери) на фестивале «Интернеделя» в Академгородке г. Новосибирска.
1992г. – запись и выпуск альбома «Yat-Kha - Antropophagia» (Дженерал Рекордз, Россия). Был еще выпущен кассетный вариант под названием “Khan Party”.
Наверное это событие может считаться началом группы ЯТ-ХА, своего рода точка отправления.
После выхода диска последовали клубные концерты и телесъемки в Москве, участие в различных музыкальных теле - программах, сотрудничество с программой и лейблом «Экзотика», концерты на разогреве у «Технологии» в Питере, у «Браво» в Алма-Ате и многое другое. Переломное событие – это, наверное, выступление на WOMEX (World Music Expo) в Берлине (Германия) где познакомился с Lu Edmonds (Великобритания), известным музыкантом (3Mustafa3, The Damned, Pils, Shriekbeck,Wilco Brothers, Mekons etc) и одним из родоначальников World Music, который впоследствии стал первым продюсером, бас - гитаристом и менеджером новой группы ЯТ-ХА. А еще я познакомился с Anu Lakkonnen (Финляндия), она тогда была директором Global Music Center. Потом она стала сопродюсером альбома “Yenisei Punk” и нашим менеджером. Оба эти человека сыграли, пожалуй, самую большую роль в судьбе ЯТ-ХА.
Тогда же произошёл разрыв с И.Соколовским по идейным и стилистическим мотивам.
1993г. – приглашение в группу Алексея Саая на морин-хуур (а вообще-то он мульти – инструменталист, при этом обладающим хорошим тембром голоса). Выступления дуэтом в Потсдаме и Берлине (Германия) на разных форумах и фестивалях. На одном из них было совместное выступление с группой « Ай-Тал» из Якутии и «Любэ». А так же совместные концерты с германским музыкантом Сангитом (пение, диджериду) и запись нескольких медитативных треков с ним в кирхе (церковь) в Берлине на DAT. Звук и атмосфера получись потрясающие, космические. Но, к глубокому сожалению, эта запись утрачена, хотя возможно сохранилась у Сангита.
Евгений Ткачев начал постоянно играть в группе с 1995г., хотя в 1994г. он должен был поехать с нами в Хельсинки на фестиваль WOMAD, но не успел вовремя получить загранпаспорт. Вместо него на концерте на барабанах отыграл Лу Эдмондс (эта запись у меня есть на кассете). Там же познакомились с британской группой Trans Global Underground, певицей Natasha Atlas, Wimme из Лапландии. Впоследствии TGU сделали ремикс нашей песни Дынгылдай с альбома «Далай Бельдири». По окончании фестиваля мы начали запись альбома “Yenisei Punk” в студии Global Music Center. Нашими звукооператорами были Kari Hakalla и Marijn Fernig. Впрочем, как трио мы выступали пару раз на фестивале «Интернеделя» в Академгородке, Новосибирск.
1995г. - Вышел в свет наш диск «Енисей панк» (Global music Center) и сразу попал на 2е место в European World Music Charts. Начались многочисленные гастроли, пока только по Европе и в маленьких клубах, большей частью underground. Впрочем, были выступления и на крупных фестивалях (в основном World Music, типа SFINKS в Бельгии) и больших площадках. Один из первых туров, как мне помнится, был по Германии совместно английской группой Shrieckbek, где играл тогда Лу Эдмондс на дарбуке, джумбуше и сазе. Иногда, когда Лу не мог поехать с нами, мы давали акустические концерты втроем – я (пение, ятха, акустическая гитара), Лёха (моринхуур и бэк вокал), и Женя (дунгур), как, например гастроли в Италии.
Была одна проблема с промоутерами, которые долго не могли классифицировать нас, чтоб им было удобнее продавать. Одни говорили, что мы слишком громкие для этно - музыки, другие – что мы недостаточно громкие для рока и даже советовали нам, что поменять и как звучать. К счастью, со временем все вопросы отпали, мы пережили этот этап и играли что хотели. Размеры концертных площадок увеличились. Вдвоем с Е.Ткачевым мы играли на фестивале «Табык» в Якутск, это была почти полная импровизация. А Саая опять не поехал из-за болезни.
Вообще, этот и следующий годы был очень насыщенным в плане гастролей, встреч и знакомств разного характера. Так, например, встреча с Гердом Конрадом, впоследствии снявшим «Дынгылдай» - документальный фильм о нас и клип. Съемки проходили в Гонг Конге и туве в 1996г.
В 1997г. В Каннах на фестивале MIDEM и фильм, и клип заняли первое место в категории Low Budget.
Музыка с альбома «Енисей-панк» почти полностью была использована в качестве sound-track в японском художественном фильме-боевике режиссера Рюхеи Китамуры (Ryuhei Kitamura) «The Heat After Dark» (Жара после темноты), вышедшего в 1998 году.
1996г. - Мой друг московский журналист Леонид Захаров отправил наш диск «Енисей Панк» на Французское Международное Радио, которое проводило конкурс «Поп и Рок музыка на Востоке». Спустя некоторое время пришло письмо, что мы выиграли Гран-При жюри и приглашаемся для участия в Гала-концерте в Бухарест.
1997г. – Будучи в Хельсинки с какой-то оказией, я самостоятельно начал запись альбома «Далай Белдири» в студии Global Music Center.
В дальнейшем мы получили предложение и контракт от BMG Classics и последовавший за этим бюджет на запись диска. Под это дело позже, все так же, в Global Music Center были приглашены для участия в записи Е.Ткачев и Алдын-оол Севек. Алдын-оол заменил рано ушедшего из жизни Монгуш Кан-оола, с которым я успел записать лишь немного рабочего материала и музыку к радио-спектаклю (по сказке Е.Тановой) «Балыкчи Багай-оол».
Можно даже сказать, что Севек попал в группу по завещанию Кан-оола. Алексей Саая из-за болезни не участвовал в этой записи. Продюсер Лу Эдмондс, но нас постоянно курировали люди из BMG Иэн Мензис (его Алдын-оол прозвал «канадским радио» из-за того, что Иэн постоянно разговаривал) и Джон Войтман. Наверно, из-за этого этот альбом получился не совсем нашим, не совсем «ятховским». Зато, какие гастроли были в США и Канаде по выходу там нашего диска в 1998г., какие залы и площадки…
1999г. - Состоялось наше турне со знаменитой ирландской группой The Chieftains, семикратными обладателями Grammy. Ее лидер Paddy Malony был в то время президентом лейбла Wicklow, созданного BMG Classics специально для издания World Music и впоследствии закрытого.
Вот это был уровень! Все залы класса «Карнеги Хол». А Саая не поехал опять же из-за болезни.
Во время гастролей по Канаде, в городе Торонто мы начали запись следующего альбома «Алдын Дашка». Дописывали и микшировали уже в Лондоне. Весь процесс до ведения «до ума» обоих дисков – «Далай Белдири» и «Алдын Дашка» - осуществлялся Лу в Лондоне. Это включало в себя редактирование, микс, мастеринг. Оформление обложек всегда осуждалось совместно. Диск «Алдын Дашка» вышел в 2000г. уже на собственном лейбле “Yat-Kha Recordings”, зарегистрированном в Лондоне.
Начало 2000г. - Алдын-оол Севек не приехал в назначенное время в Кызыл перед очередными гастролями. Пришлось срочно искать замену и, вообще, уже тогда хотелось освежить звучание и, таким образом, в группу пришли молодые и амбициозные (это не в ругательном смысле) музыканты: Михаил «Махмуд» Скрипальщиков (бас-гитара), Сайлык Оммун (вокал и ятха) и Радик Тюлюш (вокал и игил) – все очень музыкально одаренные. А Севек с тех пор больше в ЯТ-ХА не участвовал. Саая закончил постоянную работу в группе в конце 2000г.
Период с 1998г по 2005г. был очень насыщенным гастролями и поездками, выступлениями на самых различных крупных фестивалях типа Roskilde, Reading, WOMAD, Glastonbury и еще множества, которые сейчас уже и не вспомню. Совместные турне с Oyster Band (Англия), Asian Dub Foundation и др.
Немного про кинопроект «Буря над «Азией или Потомок Чингис Хана», за рубежом более известный как Storm Over Asia.
Фильм снят в 1928г. великим русским режиссером Всеволодом Пудовкиным по мотивам романа Льва Новокшенова. Сценарий Иосифа Брика. Сюжет пересказывать не буду. Вообще, когда-то давно в детстве я видел его по ТВ, хотя детали не помню. В 1998г. В Туве для видео съемок нашего промо материала был Марек Пайтел, привезший мне видео - кассету с этим фильмом. Саундтрек там был в исполнении какого-то американского симфонического оркестра. Вообще не в тему, на мой взгляд, и о чем я сказал Мареку. В ответ на это он заявил: «А почему бы вам самим не попробовать озвучить этот фильм»?
В 2000г. в Лондоне в маленьком театре “Horse Hospital” Марек организовал впервые показ этого фильма с нашим участием. Его продюсерская работа была еще и в собрании полной версии фильма, поиска материалов об истории его создания, редактирования субтитров, оцифровке и многое другое. Затем был записан студийный саундтрек, который, конечно, не передает атмосферу живого исполнения. По инициативе Лу Эдмондса были сделаны переводы субтитров на 36 языках народов мира. Сейчас, в принципе, этот проект готов к выпуску на DVD.
В дальнейшем мы показывали этот проект несколько раз в Европе (Англия, Италия, Франция, Германия, Норвегия) и так же было турне по США, где на барабанах играли Махмуд и Стив Гулдинг. Евгений Ткачев не смог поехать из-за сложностей с оформлением загранпаспорта. Кстати, поездка в США происходила в ночь с 10го на 11го сентября 2001г на самолете авиакомпании “Lufthansa”. Ожидаемое время прибытия – утро 11го...
Вместо этого мы проснулись на острове Ньюфаундленд, Канада. Из-за того самого события в Нью – Йорке. Провели на острове мы около недели в ожидании. Всем выдали канадскую визу на 30 дней. В конце – концов все разрешилось положительно и мы полетели в Нью Йорк и затем в Чикаго, где дожидались нашего тур-менеджера Стюарта Коена и звукорежиссера Мартайна Фернига, которые на машине ехали из Сан Франциско, где, собственно, и должен был начаться наш американский тур. Более подробно про те события я напишу (возможно) в будущих настоящих мемуарах.
2001г. - Мы издали диск “Live In Europe 2001. Bootleg”, в который вошли композиции, записанные во время нашего длинного турне с 2000 по 2001гг., уже с молодыми участниками. Звукорежиссер Хиеронимус «Джерри» Мелчерс.
2002г. – Запись альбома “Tuva.Rock” во Франции, по окончании французского тура. Студия называлась Black Box и в ней была собрана огромная коллекция лампового оборудования и усилителей, включая «Sovtek» советского производства. А сама запись звука происходила на аналоговый мульти - трековый магнитофон Studer. Микширование и мастеринг делали в Англии, в городе Bath ( в древности там были минеральные воды и древне - римские бани – «термы»). Саундпродюсером этого альбома был Пол Коккет, известный в мире альтернативной музыки по работе с Nick Cave, PJ Harvey и др. В свет этот диск вышел в 2003г. на нашем лейбле. Потом лицензирован фирмой Plaene/Westpark Music (Германия).
2003г. – Группу покидают сначала Сайлык, затем Махмуд. На смену ему приходит в группу Ципио (Theodore Scipio), он же Федор Цыпа. В 2004г. уходит Радик.
В конце этого же года в Лондоне был записан альбом “Re–Covers”, куда вошли кавер-версии разных блюз-рок композиций и просто песен различных авторов и исполнителей из разных стран и времен. Продюсеры Бен Мендельсон (3Mustafa3, Billiy Bragg и др.) и Джастин Адамс (Роберт Плант) – оба известные музыканты и продюсеры в области World Music и не только.
2005г. - Выход диска сначала на Yat-Kha Recordings, затем на Harmonia Mundi/World Village (США) и Plaene/Westpark Music. Название этого проекта Albert Kuvezin and Yat-Kha, так как это практически сольный проект.
Зима 2005г. – Сибирское турне в составе: Альберт, Женя и Ципио. Весной к группе присоединяется Шолбан Монгуш (игил, моринхуур, пение) – сын Кан-оола. В этом же году выпуск диска Live in Europe 2005. На нашем лейбле.
2007 - 2009гг. - Гастролей не было, за исключением отдельных фестивалей и коротких сибирских туров.
2008г. - Выпуск сольного диска Евгения Ткачева “opycham. s.t.i.h.i” на московском лейбле Sketis Music. На нем записаны духовные стихи староверов Верхнего Енисея Тувы под шумы звуков природы этого же региона и с ритмами на джебме и дунгуре в исполнении самого Евгения. Можно назвать альбом акустическим (unplugged).
Осень 2008г. – запись сольного акустического альбома Альберта Кувезина “Poets And Lighthouses”. Сейчас он уже готов к выпуску.
У всех нынешних участников группы «ЯТ-ХА» существуют свои музыкальные проекты и они иногда играют в других коллективах.
Продолжение следует…
Дискография:
1989 - Призрак Беды. (Магнитоальбом).
1993 - Ят-Ха. Антропофагия (Дженерал Рекордс, Россия).
1995 - Енисей Панк (Глобал Мьюзик Центр, Финляндия).
1998 - Далай Бельдири (BMG Classics, США-Канада).
2000 - Алдын Дашка (Ят-Ха Рекордс, Великобритания).
2001 - Live in Europe (Ят-Ха Рекордс).
2002 - Тува Рок (Ят-Ха Рекордс/ Plaene, Великобритания/Германия).
2005 - Re-Covers (Ят-Ха Рекордс/World Village, Великобритания/США).
2005 - Live in Europe 2005 (Ят-Ха Рекордс).
2010 - Концерт на фестивале Meltdown в Лондоне 2005 (Ят-Ха Рекордс/Россия/Тува)
2010 - Поэты и маяки (Ят-Ха Рекордс)
2010 - The Ways Of Nomad (The Best Of...) (Ят-Ха Рекордс/Sketis Music)
Премии и награды:
1990 - Специальный приз Брайана Ино на международном конкурсе «Голос Азии» (Алматы, Казахстан).
1996 - Гран - При Жюри международного конкурса «Поп и рок музыка Востока», проводимого Radio France international
1997 - Первое место на на международном фестивале МИДЕМ (г.Канны, Франция) занимает документальный фильм о группе Ят-Ха «Дынгылдай» и одноименный видеоклип (режиссер Герд Конрад, Германия) в категории малобюджетных видеоклипов на этом же фестивале.
1999 - Премия музыкальных критиков Германии за оригинальность и самобытность.
2002 - Приз «Золотая Горгулия» за лучшее клубное выступление в жанре «этно-музыки» (Москва).
2002 - Награда BBC Radio 3 «Лучший исполнитель Азиатско-Тихоокеанского региона».
2007 - Награда «Золотая Ирия» в номинации «Легенды Сибирской Этно-музыки» на фестивале «Саянское Кольцо».
2009 - Награда “Золотой Алтай” в категории Ллучший Голос на фестивале мировой музыки на Алтае.